БИЗНЕС - СПРАВОЧНИК
Подъездные железнодорожные пути и подвижной
состав предприятий европейской части РФ имеющих подъездные железнодорожные пути.
Более 5800 предприятий, организаций и учреждений.
Протяженность собственных подъездных железнодорожных путей промышленных предприятий России составляет более 60 тыс.км – это 70% от длины путей общего пользования.
Железнодорожное хозяйство промышленных предприятий является важной составной частью сбалансированного функционирования действующих производственных мощностей и логистических технологий. Почти все подъездные пути широкой колеи, что обеспечивает выход предприятий различных отраслей промышленности и сельского хозяйства на сети общего пользования. Объемы перевозок грузов по промышленным железным дорогам втрое превышают объемы магистральных перевозок. По данным статистики, 90% грузопотоков федеральных магистралей формируются промышленным железнодорожным транспортом. При очевидной значимости этого сектора, большинство собственников содержат промышленный ж/д транспорт по остаточному принципу: износ основных средств достиг 70%, по подвижному составу - более 80%. Строительство новых веток железных дорог ведется в основном при сооружении крупных терминально-логистических комплексов и при реализации инвестиционных проектов в зоне разработок месторождений стратегических природных ресурсов.
ЦМИ «Норд Лайн» проводит специальный мониторинг промышленной железнодорожной инфраструктуры. В ходе исследования российских регионов выявляются общие тенденции.
Так, например, крупные предприятия, для которых железнодорожные коммуникации имеют самое важное экономическое значение, содержат собственные структурные подразделения ж.д. транспорта и постоянно вкладывают средства в поддержание ж.д.путей и подвижного состава в работоспособном состоянии. К ним относятся предприятия металлургии, автомобилестроения, машиностроения, химической, горнодобывающей и топливно-энергетической отрасли, портовых и терминально-логистических комплексов.
Среди предприятий среднего масштаба доля имеющих собственные структурные ж.д. подразделения составляет порядка 40%. К ним относятся активно использующие ж.д. транспорт предприятия лесной и деревоперерабатывающей отрасли, строительного комплекса, машиностроительные и др. Остальная часть средних предприятий делится на две категории в равном соотношении. Первая половина – это предприятия, использующие ж.д. коммуникации в своей коммерческой деятельности и соответственно поддерживающая их в исправном техническом состоянии. Вторая часть предприятий не использует их вовсе или очень эпизодически, и потому содержит ж.д. пути на грани неудовлетворительной оценки, зачастую не соответствует нормативам безопасной эксплуатации.
Для большинства средних и малых компаний собственные ж.д. пути являются второстепенным производственным объектом. Поэтому ремонты путей, восстановительные работы, замена оборудования проводятся только по факту необходимости решения той или иной проблемы, без перспективного планирования технической реконструкции железнодорожной составляющей, что в общем негативно сказывается на состоянии путей. Причин подобной ситуации несколько. Во-первых, отсутствие штатных специалистов, обеспечивающих функциональность участка ж.д. Во-вторых, не отлажены оптимальные варианты взаимоотношений с компаниями – поставщиками ж.д. оборудования и специализированными службами, имеющими лицензии на обслуживание и проведение ремонтно-восстановительных работ железнодорожных путей.
По результатам мониторинга железнодорожной инфраструктуры российских компаний ЦМИ «Норд Лайн» сформировал уникальную базу данных, в которую вошли более 6000 предприятий, имеющих на своем балансе подъездные пути различной протяженности. В справочник включены компании всех форм собственности и разных масштабов: малые, средние и крупные предприятия, учреждения и организации.
Распределение предприятий по протяженности железнодорожных путей представлено следующим образом:
- до 3 км – 60% от общего числа предприятий, имеющих железнодорожные пути
- до 10 км – 26 %
- до 50 км – 11 %
- до 100 км и более – 3 %
Данный информационный продукт предлагается для практической работы специалистам отделов маркетинга и продаж предприятий, выпускающих шпалы, железнодорожное оборудование, приборы, материалы и механизмы для ремонта и обслуживания путей, а также компаний, предоставляющих услуги по ремонту, строительству и техническому содержанию железных дорог и подвижного состава.
Основные информационные источники, использованные в ходе подготовки базы данных подъездных путей:
- территориальные структуры федеральных служб РФ;
- адресно-справочные системы: региональные, российские, международные;
- интернет-ресурсы компаний;
- собственные информационные ресурсы ЦМИ «Норд Лайн».
Формат базы данных:
База данных представлена в виде текстового справочника, содержащего контактную информацию предприятий по 53 субъектам Российской Федерации.
В справке по каждому предприятию приводится следующая информация:
- название компании, организационно-правовая форма;
- адрес фактический и (или) юридический;
- телефон, электронный адрес, веб-сайт;
- должность, фамилия, имя, отчество руководителя;
- вид деятельности и (или) выпускаемая продукция;
- длина подъездных путей (в некоторых регионах);
- наличие подвижного состава (в некоторых регионах).
База данных формируется с 2005 года, постоянно актуализируется и пополняется сведениями о новых компаниях.
Мы надеемся, что результаты нашего исследования станут полезными для промышленных компаний, стремящихся расширить рынки сбыта своей продукции и услуг.